Как вести учет шин на предприятии?

Учет расходов на шины и диски зимой

Как вести учет шин на предприятии?

Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье.

Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.

Основное средство?

Автомобильные шины и диски, приобретенные отдельно, бухгалтер включает в состав МПЗ и учитывает как запасные части вне зависимости от их стоимости и срока службы. Почему автошины и диски нельзя отнести к основным средствам? ОС1 признается имущество, используемое в течение длительного времени как средство производства. Пунктом 46 Положения по ведению бухгалтерского учета2 определена характеристика ОС — использование объекта в качестве средства труда.

Шины и диски не могут эксплуатироваться в качестве самостоятельных единиц, так как они являются составной частью автомобиля. Эту позицию подтверждает Классификатор основных средств3 — в его списке отсутствуют шины и диски. А инструкция к Плану счетов предписывает учитывать шины на счете 10 «Материалы» в составе запасных частей на субсчете 10-54. Установку шин и дисков нельзя признать модернизацией. Они не увеличивают стоимость ОС.

Это связано с тем, что шины и колесные диски используются не на конкретном автомобиле и могут быть установлены на другое авто.

Если компания является автотранспортной или же использует автомобили в деятельности, которая связана с производством и торговлей, то стоимость шин и дисков учитывают в налоговом учете в составе материальных расходов как косвенные затраты. Их признают в момент передачи запасных частей в производство5 и списывают единовременно в полном объеме6. Фирма, которая не является автотранспортной, вправе отразить затраты на приобретение резины в составе прочих расходов7.

Сотрудники налоговой инспекции расходы на приобретение и установку шин и дисков признают обоснованными, так как они связаны с поддержанием эксплуатационных свойств авто. Бухгалтер может уменьшать налоговую базу по прибыли на стоимость резины и дисков, а также на затраты по шиномонтажу специализированными фирмами или сотрудниками компании. Во избежание претензий в учетной политике следует закрепить порядок списания шин и дисков. Прописать, к прямым или косвенным затратам компания будет относить услуги сторонних организаций по шиномонтажу.

Что касается списания автошин и дисков в бухгалтерском учете, то это будет зависеть от выбранного компанией и утвержденного в учетной политике метода. Так как списание и учет колесных дисков в российском законодательстве на сегодняшний день не нашли документального отражения в специальных документах, значит, бухгалтеру следует применять единовременное списание стоимости дисков.

В отношении автошин бухгалтер должен руководствоваться общими нормами, в соответствии с которыми МПЗ списывают в момент их первичной установки. Обычно летне-зимняя резина по окончании сезона возвращается на склад. В этом случае пункт 112 Методических указаний8 рекомендует при возврате на склад материалов, ранее списанных в производство, уменьшать затраты на стоимость таких МПЗ с учетом фактического сезонного износа.

Бухгалтер должен оприходовать шины на субсчет счета 10 в корреспонденции с теми счетами, на которые они были списаны ранее.

Определяем износ шин

До 1 января 2008 года действовали Правила эксплуатации автомобильных шин на территории России9. Регламент закреплял ведение карточек учета шин, в которых следовало отражать дату ввода в эксплуатацию, ежемесячный пробег, износ и повреждения. На основании карточек изношенные шины при достижении нормы эксплуатационного пробега менялись на новые. Заполнение карточек учета — документальное обоснование списания пришедших в негодность автошин. Их следует заводить на каждую новую шину, отпущенную в эксплуатацию.
До 1 января 2007 года действовали Временные нормы, которые определяли эксплуатационный пробег шин10 по формуле:

Hi (норма эксплуатации шины) = H x K1 x K2,

где H — среднестатистический пробег шины (тыс. км); K1 — поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации автомобиля; K2 — поправочный коэффициент, учитывающий условия работы автомобиля. Норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25 процентов от среднестатистического пробега.
На сегодняшний день и Правила, и Временные нормы утратили силу. Взамен этих документов новые регламенты не утверждены. Однако в своем письме Минтранс России11 сообщает, что Временные нормы продолжают действовать до момента вступления в силу новых регламентов.

С одной стороны, бухгалтер не обязан вести карточки учета автомобильных шин. С другой — отмена Правил и Временных норм не говорит о том, что компания не должна организовать учет по списанию шин. Руководство вправе утвердить приказом собственную форму учета пробега автомобильных шин и порядок ее заполнения. При смене летней резины на зимнюю возникает вопрос, как учесть эту операцию. Назвать ремонтом такие действия нельзя, так как шины могли не до конца выработать свой срок. Замена шин при смене сезонов является необходимым условием для поддержания эксплуатационных свойств автомобиля.

Фирма выбирает наиболее предпочтительный порядок учета автошин и колесных дисков и закрепляет его в учетной политике.

Читайте также  Что делает экономист на предприятии?

Существует несколько способов учета шин и дисков. Вариант первый. Списание стоимости шин и колесных дисков на расходы единовременно в момент их установки на автомобиль. При этом не учитываются эксплуатационный срок и достижение износа автомобильных шин и дисков. Российским законодательством не предусмотрен регламент по учету колесных дисков. Бухгалтер вправе списать их стоимость единовременно, не учитывая сезонный характер эксплуатации дисков, если порядок установлен внутрифирменными приказами.

Пример Компания приобрела и установила на служебный автомобиль комплект зимних шин и колесных дисков (колесо в сборе) стоимостью 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.).

ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51

– 19 360 руб. — поставщику оплачен аванс за колесо в сборе;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 76 субсчет «НДС с предоплаты»

– 2953 руб. — принят к вычету НДС с аванса по счету-фактуре;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины» КРЕДИТ 60

– 16 407 руб. (19 360 – 2953) — оприходовано колесо в сборе;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2953 руб. — учтен НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»

– 19 360 руб. — зачет аванса;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 2953 руб. — принят к вычету НДС по колесу в сборе;

ДЕБЕТ 76 субсчет «НДС с предоплаты» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 2953 руб. — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету по авансу;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Зимние автомобильные шины»

– 16 407 руб. — списана стоимость колеса в сборе в связи с введением в эксплуатацию. Если фирма приобретает шины и диски отдельно, то их учет следует отразить проводками по каждому МПЗ. Стоимость колесных дисков для установки их на комплекте зимней резины составила 15 600 руб. (в т. ч. НДС — 2380 руб.). Списание дисков бухгалтер отразит следующим образом:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2380 руб. — отражен НДС, предъявленный поставщиком за диски по счету-фактуре;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Колесные диски» КРЕДИТ 60

– 13 220 руб. (15 600 – 2380) — отражен расход по приобретению дисков;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 2380 руб. — принят к зачету НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 15 600 руб. — поставщику оплачены колесные диски;

ДЕБЕТ 20 (26, 44) КРЕДИТ 10 субсчет «Колесные диски»

– 13 220 руб. — списаны колесные диски в производство.

Вариант второй. Бухгалтер может использовать данные о фактическом и нормативном пробегах для возврата на склад летне-зимних шин с учетом того, что они подлежат эксплуатации в следующем сезоне. Стоимость автошин подлежит восстановлению на открытых субсчетах к счету 10 «Материалы» с учетом их частичного износа, который уменьшает стоимость МПЗ пропорционально пройденному пробегу. Записи отражают по дебету счета 10 и кредиту счета 20 до того момента, пока не наступит установленный пробег и шины не будут сняты с эксплуатации в связи с непригодностью. При этом целесообразно составить бухгалтерскую справку.

Пример Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 30 000 км; фактический пробег за зимний сезон — 7000 км). Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.

) (нормативный пробег, установленный заводом-изготовителем, — 40 000 км; фактический пробег за летний сезон — 15 000 км). Возврат летней резины на склад следует отразить с учетом износа за летний сезон, который составит отношение фактического пробега летней резины к нормативному, т. е. 3909 руб.

(15 000 км : : 40 000 км x 10 424 руб.). Бухгалтер отразит это проводкой:

Читайте также  Как вести управленческий учет на предприятии?

ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат летних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20

– 6515 руб. (10 424 – 3909) — возврат летнего комплекта шин на склад с учетом износа. Возврат зимней резины на склад отражается с учетом фактического пробега за зимний период к установленному пробегу, т. е. 3828 руб. (7000 км : 30 000 км x x 16 407 руб.). Операции подлежат отражению следующей проводкой:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Возврат зимних сезонных шин на склад» КРЕДИТ 20

– 12 579 руб. (16 407 – 3828) — возврат зимнего комплекта шин на склад с учетом износа.

Вариант третий. В соответствии с Планом счетов бухгалтер может вести учет движения сезонных автомобильных шин на открытых аналитических субсчетах к счету 10 «Материалы». На счета затрат стоимость комплекта резины списывают только после того, как она достигнет своего эксплуатационного пробега.

Пример Цена комплекта зимних шин — 19 360 руб. (в т. ч. НДС — 2953 руб.). Цена комплекта летней резины — 12 300 руб. (в т. ч. НДС — 1876 руб.). Учет движения шин бухгалтер может отразить на открытых аналитических счетах. При этом стоимость колесных дисков будет списана в расходы компании единовременно в момент их установки на комплект резины. Проводки будут выглядеть следующим образом:

ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»

– 10 424 руб. — возврат летних шин на склад по окончании сезона;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте» КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины на складе»

– 16 407 руб. — установка зимних шин на автомобиль;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»

– 10 424 руб. — списана стоимость летней резины в связи с окончанием срока эксплуатации;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 субсчет «Автомобильные шины в обороте»

– 16 407 руб. — списана стоимость зимней резины в связи с окончанием срока эксплуатации.

Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании «Реал-аудит»

Приобретенные диски должны быть классифицированы в бухгалтерском учете как запасные части и учитываться в составе МПЗ независимо от стоимости единицы на субсчете 10.5. Они не могут быть признаны основными средствами, так как не соответствуют определению инвентарного объекта по пункту 6 ПБУ 6/01. В налоговом учете диски также не могут быть признаны основными средствами, поскольку не являются средствами труда и, следовательно, не соответствуют определению пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса.

Расходы на приобретение дисков и в бухгалтерском, и в налоговом учете должны признаваться по дате их передачи в эксплуатацию единовременно как материальные расходы (п. 16 ПБУ 5/01, п. 2.1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Будут эти расходы в налоговом учете отнесены к прямым или косвенным, зависит от состава прямых расходов, который организация утвердит самостоятельно в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

И.С. Гривцова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
Е.В. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Источник: https://www.garant.ru/company/garant-press/ab/289749/04/

«Жизнь» автошин в учете предприятия. Налоги & бухучет, № 41, Май, 2018

Как вести учет шин на предприятии?

Бухгалтерский и налоговый учет автомобильных шин имеет свои особенности. А учитывая, что в настоящее время налоговый учет полностью ориентирован на учет бухгалтерский, начнем наш разговор с последнего, т. е. с бухучета автомобильных шин.

Признание в бухучете

Как известно, автомобильные шины могут «заходить» на предприятие как отдельно (самостоятельный актив), так и в составе автомобиля (учтены в первоначальной стоимости основного средства (ОС)).

Шины в составе автомобиля. Сразу скажем: комплект автошин на колесах автомобиля, которые находятся на самом автомобиле и включены в его стоимость при покупке, отдельно в учете не отражают. То же касается и «запаски». Это связано с тем, что они входят в первоначальную стоимость автомобиля и учитываются вместе с ним в составе объекта ОС на субсчете 105 «Транспортные средства» (пп. 7 и 8 П(С)БУ 7 «Основные средства»). Так поступать велит Инструкция 291*. Такие шины амортизируют в общем порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

«Отдельные» шины. Самое интересное начинается в учете шин, приобретаемых отдельно от автомобиля. Как их учитывать?

Безусловно, многих бухгалтеров смущает тот факт, что срок полезной эксплуатации автошин частенько превышает год, а стоимость может легко «зашкалить» за предельный барьер признания МНМА. Метания бухгалтера между «тремя соснами»: МНМА, ОС и запасы, прекращает Инструкция № 291. Здесь прямо сказано, что

учет приобретенных автомобильных шин следует вести на субсчете 207 «Запасные части» в запасе и обороте (поштучно)

А по кредиту этого субсчета отражать «расходование, реализацию и другое выбытие». Кстати, такой подход вполне соответствует Правилам № 549 (см. сноску * на с. 7), где шина названа составной частью транспортного средства и относится к его быстроизнашивающимся составляющим (п. 1 подразд. 1 разд. ІІ Правил № 549).

Читайте также  С чего начинается бухгалтерский учет на предприятии?

Варианты учета «отдельных» шин

Очевидно, что списание автомобильных шин с баланса плательщика напрямую влияет на финансовый результат. А значит, ключевое значение имеет момент признания стоимости автомобильной шины в составе расходов. И тут можно рассматривать два варианта учета. Кстати, не забудьте один из выбранных вами вариантов зафиксировать в приказе об учетной политике.

1. Безопасный вариант (как правило, самый популярный среди осторожных бухгалтеров).

Для приобретенных шин заводим два субсчета — 207/1 «Шины на складе» и 207/2 «Шины в эксплуатации». При передаче шин в эксплуатацию делаем проводку Дт 207/2 — Кт 207/1, а при возврате на склад из-за сезонной замены — обратную: Дт 207/1 — Кт 207/2.

В момент вывода шин из эксплуатации в связи с их изношенностью делаем следующие записи.

— если продаем изношенные шины как вторсырье* за компенсацию — сперва списываем их на расходы периода в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шины «ходили» (т. е. на Дт 23, 91 — 94). Затем приходуем по чистой стоимости реализации записью Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Соответственно, при продаже шин относим их балансовую стоимость в Дт 943, а доход признаем по Кт 712;

— если сдаем на утилизацию — услуги по утилизации включаем в прочие операционные расходы периода согласно абзацу третьему п. 2.13 Методрекомендаций № 2**, а изношенные шины (отходы) списываем на расходы периода в соответствии с направлением использования (т. е. на Дт 23, 91 — 94).

В этом случае происходит «оттяжка» во времени,

т. е. стоимость шин попадет в состав расходов только в момент их выбытия из эксплуатации ввиду своей непригодности

Очевидно, что более выгодный для плательщика вариант, когда расходы увеличиваем уже в момент передачи шины в эксплуатацию.

2. Выгодный вариант. Приходуем шины на субсчет 207 «Запасные части». И уже при передаче со склада в эксплуатацию (т. е. установки на автомобиль) списываем их стоимость на расходы периода (на Дт 23, 91 — 94 в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шина будет «ходить»). Разумеется, при этом необходимо продолжать вести оперативный количественный учет по местам хранения и материально ответственным лицам, а также заполнять карточку учета. При возврате еще неотработанных шин на склад из-за сезонной замены их не приходуем и доход не отражаем — учитываем только количественно.

В момент вывода изношенных шин из эксплуатации действуем так:

— если планируем продать за компенсацию, то приходуем шины как вторсырье на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2) и на сумму этой стоимости в бухучете признаем прочий операционный доход (Кт 719). Соответственно, при продаже эту же стоимость списываем в Дт 943;

— если сдаем шины на утилизацию — отражаем их списание только в оперативном учете и заносим информацию в карточку учета. Причем учтите: отходы, реализация и/или использование которых в производственном процессе не предполагаются, активом в бухучете не признают (п. 2.13 Методрекомендаций № 2). Поэтому шины, планируемые для сдачи на утилизацию, приходовать на баланс не нужно.

Такая более смелая позиция основывается на следующем:

(1) замена шин относится к расходам на техническое обслуживание (ТО) автомобиля (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102), а значит, нацелена на поддержание автомобиля в рабочем состоянии;

(2) в свою очередь, расходы, осуществляемые для поддержания объекта ОС в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов периода (п. 15 П(С)БУ 7).

Причем заметьте: классифицируют как обслуживание автомобиля даже замену шин, которые входят в первоначальную стоимость автомобиля. Поэтому соответствующие расходы на такую замену (включая услуги шиномонтажа) тоже учитываем в составе текущих расходов отчетного периода, согласно п. 15 П(С)БУ 7.

Эта позиция, безусловно, выгодна плательщику налога на прибыль, поскольку стоимость автошины сразу «сыграет» в уменьшение финрезультата (а значит, и в уменьшение объекта обложения этим налогом), но традиционно не приветствуется налоговыми органами — они на практике при проверке пытаются такие расходы «снимать».

Радует, что Верховный Суд встал на сторону налогоплательщика в этом вопросе (см. свежие постановления ВС от 27.02.2018 г. по делу № 802/1853/16-а

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/may/issue-41/article-36630.html